В партнёрстве с Посольством государства Катар в Российской Федерации.
В 2020 году благотворительный аукцион Off white прошел 11 сентября в рамках ярмарки Cosmoscow. Куратором аукциона стал Мохаммад Салеми, основатель The New Centre for Research & Practice. Тема 7-го аукциона Off white — «Вымысел и прогноз. Новая эстетика создания миров».
11 сентября в рамках ярмарки Cosmoscow 2020 в партнерстве с Посольством государства Катар в Российской Федерации, при поддержке дома шампанских вин Ruinart и стратегического партнера v confession agency состоялся 7-й благотворительный аукцион Off white.Выручка составила€113 900. Средства от продажи большинства лотов будут переданы в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, а от продажи работы художника Рамина Нафикова, участника 2-й Триеннале российского современного искусства – в пользу эндаумент-фонда Музея современного искусства «Гараж», «Музея года» Cosmoscow 2020. Ведущими вечера выступили Ольга Шелест и Федор Павлов-Андреевич. Благотворительный аукцион Off white в концепции ART SPEED DATING стал арт-ужином нового формата: трижды за вечер гости оказывались один на один за столом с новым собеседником, не нарушая социальной дистанции.
ЭКСПЕРТЫ
Мохаммад Салеми
Куратор публичной программы аукциона Off white
Независимый художник, критик и куратор из Канады, базируется в Берлине. Мохаммад Салеми является организатором The New Centre for Research & Practice. Имеет степень бакалавра искусств Emily Carr University и степень магистра критических кураторских исследований University of British Columbia. В разное время материалы Мохаммеда публиковались в таких изданиях, как: e-flux, Flash Art, Third Rail, Brooklyn Rail, Ocula, Arts of Working Class и Spike.
Саймон Рис
Арт-директор Cosmoscow
Арт-директор Cosmoscow Саймон Рис в прошлом был директором Музея современного искусства Новой Зеландии и галереи Govett-Brewster, а также программным директором Австрийского музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK (2011–2013). Господин Рис широко известен благодаря своему сотрудничеству с Центром современного искусства CAC в Вильнюсе (2004–2011) и в качестве автора и куратора проектов, связанных с посткоммунистической Европой. В 2007 году он был комиссаром литовского павильона на Венецианской биеннале. Он также являлся членом попечительских советов и членом жюри ряда институций и премий по всему миру, включая ярмарки современного искусства в Вене и Окленде, а также российскую премию «Инновация». С 2005 по 2014 год Саймон Рис был частым гостем в Москве, где он занимался исследованиями, а также участвовал в совместных межинституциональных проектах, включая ряд громких выставок и мероприятий (в том числе, связанных с Московской биеннале).
Маргарита Пушкина
Основатель и директор Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow; Учредитель Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.
«Благотворительный аукцион Off white – это наша ежегодная инициатива, которая с 2017 года проводится Фондом Cosmoscow, а вся выручка идет на реализацию его программ. Подготовкой аукциона и разработкой его концепции каждый раз занимается новый приглашенный куратор. В этом году это Мохаммад Салеми, основатель берлинского Нового центра исследований и практики. Я искренне благодарна Мохаммаду, а также всем художникам и институциям, предоставившим работы для аукциона».
ЛОТЫ
Участвующие в выставке проводимого Фондом Cosmoscow аукциона Off white художники создавали свои работы в условиях необычной изоляции. Пространство их студий обрело новый смысл, а их творчество зазвучало по-новому по мере того, как привычный мир стремительно отдалялся от нас, уступая место миру цифровому и виртуальному. Благодаря этому была сформулирована тема аукциона и выставки: «Вымысел и прогноз. Новая эстетика создания миров».
Она связана с пониманием феномена «миротворчества» американским философом Нельсоном Гудменом, для которого он представляет разные практики, использующие инструментарий эстетики, науки, философии и политики. Выставка разделена на пять тематических разделов в соответствии с этапами миротворчества: композиция и декомпозиция; взвешивание; упорядочение; добавление и вычитание; метаморфоза.
Пройдя эти пять шагов, вы сможете ощутить, как художники создают миры.
Проект посвящен идее субъектного переживания присутствия, телесного и внетелесного опыта, который зритель получает при взаимодействии с произведением. Этот опыт Макаров исследует не только в живописи, но и в видеоигре, служащей «рабочей площадкой» по сбору композиции». Сама композиция создается из фотографий, снятых на встречах, прогулках, во время случайных событий, и созданных на их основе трехмерных объектов, собранных в видеоигре и затем перенесенных на холсты.
«Керамика (олень как артефакт)» Катя Новичкова (род. 1984)
УФ-печать на синтетической глине, лак для ногтей, сталь 83 x 64 x 3 см 2020 год
Предоставлено галереей Kraupa-Tuskany Ziedler и художником
Оценка: €8 000 – 12 000
Данная работа была создана на основе изображения, сделанного автоматической камерой в условиях дикой природы. Олень, который активировал камеру-ловушку, как и весь пейзаж в целом, выглядят как глючные визуальные артефакты в матрице с низким разрешением. Полученное изображение было предназначено не для просмотра людьми, а для работы над ним при помощи алгоритма обработки паттернов. Работа является частью серии, в рамках которой художница продолжает работать с глиной.
«Усталый американский сенатор прикасается к дедушке» Павел Пепперштейн
Бумага, наклеенная на планшет, акрил, масло, пастель 63 х 95 см 2020 год
Лот в пользу эндаумент-фонда Музея современного искусства «Гараж»
Предоставлено художником
Оценка: €2 500 – 3 000
Над полотнами Нафиков работает подолгу, месяцами добиваясь эффекта абсолютной свободы и спонтанности. Нафиков сформировался как художник в двух культурах и занимается синтезом понятных приемов линейной четкости и дизайнерской сдержанности, характерной для прибалтийских школ, и восточной орнаментики. Но это не просто встреча стилей и не экзотический коллаж. Нафиков показывает образы на грани рождения, которые сознательно оставляет непроявленными, чтобы сохранить мир своих полотен «нематериальным и огромным». По описанию художника, фон в этой работе является своего рода экспериментом, который задает определенную динамику. Чаша представляет собой равновесие и наполненность, которые призваны вывести её из одиночества в хаос и, вместе с тем, в заданный ритм событий.
«Настольное зеркало Елены Рерих, пережившее блокаду Ленинграда в доме Л. Митусовой» Александра Сухарева (род. 1983)
Серебряно-желатиновая печать, баритовая бумага 247 х 375 мм Тираж: 4/5
Документ является частью исследовательского проекта «Гребень в траве», при поддержке музея «Гараж»
Предоставлено художником
Оценка: €2 000 – 3 000
Завершая Петроградский период своей жизни, семья Рерихов оставила практически все свои вещи семье Митусовых, чтобы отправиться в Центральную Азию и позже – в Индию. Фотография с настольным зеркалом Елены Рерих была сделана в Петербурге, – в доме, где пережила блокаду ее двоюродная племянница, Людмила Митусова. Как правило, жизнь блокадной вещи протекает в логике «излишка», – предмета на обмен, предмета экономического отношения, непосредственно связанного с выживанием. Очевидно, что эти вещи не отвечали общим требованиям блокадной прагматики: ни бросить в топку, ни продать.
«Et in Arcadia ego» – крылатое латинское выражение, которое издавна фигурирует в творчестве разных поэтов, писателей и художников. Благодаря Феокриту и Вергилию Аркадия приобретает образ мифических земель счастья, где жизнь безмятежна. Делая отсылку к картинам Гверчино и Пуссена, Филатов показывает нам, что само по себе прочтение надписи не объясняет смысл произведения, но наводит читающего на мысль о быстротечности жизни и неминуемости смерти.
«Бультерьер» Вика Бегальская (род. 1975) Александр Вилкин (род. 1982)
Xолст, масло 100 х 70 см 2015 год
Предоставлено галереей pop/off/art
Оценка: €2 000 – 4 000
Данная работа была выполнена для персональной выставки Вики Бегальской и Александра Вилкина «Те, кто обладает желудком» 2015 года. В «Бультерьере» авторы продолжают свою линию образов, связанных с исследованием этического отношения современного человеческого социума к животным. Выбирая эстетику примитивизма, художники рассказывают историю синонимичную роману Апулея «Золотой осел», в котором юноша в обличие осла переживает различные невзгоды и события, в том числе сексуального характера.
Создавая новый язык прочтения пространства и обращаясь к образам футуристической архитектуры, Марго Трушина исследует метафоры, коммуникацию и публичное участие. Скульптура, выполненная из отполированной стали, демонстрирует поиски художницы в переосмыслении места человека в окружающей среде с позиций современного экологического дискурса и философии постгуманизма. Она становится частью окружающего ее пространства, одновременно отражая и искажая все, что ее окружает.
В моих живописных работах и шелкографиях со словами я пересобираю современный российский пейзаж из бесконечных заснеженных или просто пустынных пространств, пасмурного неба и слов, как бы возникающих из ниоткуда, будто бы падающих с неба. В этой картине слово «Норм» - это один из жаргонизмов, вошедших в обиход за последнее десятилетие. Сама форма слов напоминает объемные буквы рекламы магазинов.
«Без названия (Натюрморт с перчаткой Гагарина)» Таисия Короткова
«Без названия (Натюрморт с перчаткой Гагарина)» Таисия Короткова (род. 1980)
Темпера, левкас, доска 27 x 49 см 2019 год
Предоставлено NK Gallery
Оценка: €5 500 – 6 500
Работа Таисии Коротковой из серии «Музей науки и техники» создает диалог между реальными объектами, отсылающими нас к эпохе освоения космоса в СССР. Справа – деталь от советского марсохода 70-х годов, слева – перчатка Юрия Гагарина, а маленький предмет в левом верхнем углу – урановая таблетка (часть топливного элемента АЭС).
«Без названия» (из серии «Отчет о проделанной работе») Александр Повзнер
«Без названия» (из серии «Отчет о проделанной работе») Александр Повзнер (род. 1976)
Медь, патина, эмаль 3 объекта: 42 х 30 х 14 см 35 х 25 х 11,5 см 27 х 20 х 8 см
Предоставлено художником Оценка: €6 000 – 9 000
Александр Повзнер родился в 1976 году в Москве. Окончил факультет скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (1997), Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1999), Институт проблем современного искусства, Москва (2009). Живет и работает в Москве.
Печать на дибонде, окрашенная сталь 180 x 42 x 32 см 2018 год
Предоставлено галереей Osnova
Оценка: €4 500 – 6 000
Концепт «различия» четко представлен в работе Рауля Диаса Рейеса с помощью одновременного присутствия визуально более «смазанной» формы, и элемента более четкого, с отсылками к архитектуре постмодерна. Единение или, что еще точнее, разъединение этих двух элементов, которое обретает равновесие в работах Рейеса, генерирует поверхности без пространственных ограничений или технических законов: изображение наблюдается как фигура, и изображение становится ее частью, генерируя новые пейзажи с различными композиционными возможностями. Итоговая система знаков рассказывает о скульптурных абстракциях, в которых границы обработки форм играют с большей осязательностью благодаря использованию разнообразных материалов.
О живописи Анны Желудь искусствовед и куратор Наталья Тамручи писала так: «Желудь сдирает кожу с вещей, оставляя нам голую форму, "не запятнанную" изменчивым (и, стало быть, лживым) цветом. Она <…> требует от тварного мира смирения и хроматической аскезы, как будто у каждого из собранных предметов есть какая-то более важная цель, чем быть утварью». Эти слова можно отнести и к холодным, изысканным, безупречным трехмерным монументальным металлическим «рисункам», принесшим Желудь известность, премию «Инновация» и путевку в основной проект 53-й Венецианской биеннале.
Скульптура – Acrystal, акрил 45 x 33 x 26 см 2020 год
Предоставлено Peres Projects
Оценка: €8 000 – 10 000
В рамках своей междисциплинарной художественной практики Ричард Кеннеди исследует феномен сексуальности на стыке с классовой, расовой и гендерной проблематикой. Его профессиональный опыт связан с музыкой и оперой, благодаря которым он изначально начал развивать эти идеи. Рассматривая оперу через призму афроамериканского опыта, Кеннеди разрушает традицию западного театра, чтобы создать новые формы участия зрителей.
«Многое подстерегает за дверью куда-угодно (дверь Докодемо)» Такаси Мураками
Данный лот происходит из серии скульптур, напечатанных дома на трехмерном принтере и представляющих собой фигуры, объединение общими этническими мотивами Индии, Африки, Южной Америки, Европы и Польши. Приставка поли- (от греческого слова polus) означает «много», «множество»; «этнический» отсылает к определенной культуре, сообществу или нации. Скульптуры деконструируют кажущиеся однородными концепции идентичности.
«Курильщик», из серии «Приставленные лица» Лев Повзнер (род. 1939)
Авторский картон, акрил 67,5 х 83,3 см 2018 год
Предоставлено художником
Оценка: €4 000 – 6 000
Лев Повзнер работает в собственной квартире, используя подручные материалы: он рисует на клеенке и самодельном картоне. Повзнер черпает вдохновение в классике русской литературы и прозе жизни советской утопии. Используя сюрреалистические оптические приемы – зеркальные отражения и картины в картинах – он обращается к освобождающей силе психоделии.
1) «8HJ8P243+24» 2) «8HJ8P243+26» Алексей Таруц (род. 1984)
Резина, клей 1) 210 × 77 см 2) 270 × 93 см 2019 год
Предоставлено художником
Оценка: €4 000 – 6 000 (за две работы)
Поводом для размышления об этих работах стало недавнее обнаружение предполагаемых окаменевших останков Ноева Ковчега, открывателю которых с неба был якобы спущен луч, пробивающий облака и указывающий на плоское геологическое возвышение на земле, напоминающее остов судна. Названия работ – это кодировки координат того самого места.
Как полузабытое воспоминание, четыре фигуры проступают сквозь пелену бледно-желтых, розовых и голубых пятен. Намек на присутствие, за которым угадываются силуэты, экранированные от зрителя помехами, штрихами лессировок, пятнами, которые можно интерпретировать и как репрезентацию метели, и как метафору времени, заслоняющего чувственность памяти.
«Семь ранних версий циклона Сатоши, v-5» Александр Плюснин
«Семь ранних версий циклона Сатоши, v-5» Александр Плюснин (род. 1981)
Дерево, графит, акрил, лак 50 х 50 см 2018 год
Предоставлено галереей pop/off/art
Оценка: €3 000 – 5 000
Работа является частью серии «Семь ранних версий циклона Сатоши» 2018 года, которая вписывается в ряд произведений художника в технике рисунка на деревянной доске. Название отсылает к имени создателя биткойна, который разработал не только самую влиятельную криптовалюту, но и принцип распределенного алгоритма. Художник изящно рифмует могущество природы и проникновение цифрового мира в реальный, обращаясь к традиционной технике: необычная основа - прочная деревянная доска, подготовленная по средневековой технологии.
«Ларри отказался, трахея обманута» SLAVS AND TATARS
«Ларри отказался, трахея обманута» SLAVS AND TATARS
Шелкография, серебряная бумага 70 × 50 см Тираж: 100 (пронумеровано) 2015 год
Оценка: €1 000 – 2 000
Slavs and Tatars – художественный коллектив, работающий в пространстве к востоку от бывшей Берлинской стены и к западу от Великой Китайской стены, также известном как Евразия. Практика коллектива включает в себя три направления деятельности: выставки, публикации и публичные выступления. В 2019 году коллектив был куратором 33-й Люблянской биеннале графического искусства, их работы были включены в основную выставку 58-й Венецианской биеннале.
«Фрагменты античного мрамора» (x2) Яануш Самма (род. 1982)
Мрамор 1) 13 x 7 x 7 см 2) 12 x 5 x 5 см 2020 год
Предоставлено галереей Temnikova & Kasela
Оценка: €5 000 – 7 000 (за две работы)
В своей работе Саама исследует феномен национального музея как инструмент для установления официальных версий подлинности. В музейных экспозициях предметы быта и отдельные исторические артефакты становятся каноническими документами. Саама работает с конкретными предметами, которые часто определяются нормами, обычаями, идеалами и неизбежностью их культурного контекста.
СВЯЗАТЬСЯ
КОМАНДА ФОНДА COSMOSCOW
Анастасия Иванова
Директор фонда
Георгий Пилия
Заместитель директора
Александр Буренков
Куратор
Наталия Царева
Координатор проектов
ИСТОРИЯ
2019: Больше, чем роскошь
В 2019 году на аукцион был выставлен 21 лот. Суммарная выручка составила €104 000. Торги прошли на площадке Образовательного центра ММОМА (Музея года Cosmoscow 2019). Топ-лотами аукциона стали работа Олега Кулика под названием «Империя», ушедшая с молотка за €13 000, и произведение Натальи Гудович «Золотой дождь», проданное за €10 000. Аукционистом и ведущим вечера был Андрей Малахов. Все вырученные от аукциона средства были направлены в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow.
В 2018 году на аукционе был продан 21 лот, выручка составила €172 000. Аукцион прошел в пространстве DI Telegraph в присутствии 120 VIP-гостей. Партнером аукциона выступил аукционный дом Phillips, ведущим – Иван Ургант. Все вырученные средства были направлены в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow.
В 2017 году аукцион, объединивший 17 произведений российских и зарубежных авторов, был организован совместно с международным аукционным домом Phillips. Вся выручка, составившая €118 700, была впервые направлена в Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow.
Топ-лотом аукциона 2016 года стала работа Владимира Фридкеса из серии «Светлана Захарова. Стоп-кадр», ушедшая с молотка более чем за €30 000. Три года подряд (с 2014 по 2016 годы) аукцион сотрудничал с Фондом «Обнаженные сердца», собрав за это время более €550 000.
В 2015 году на продажу было выставлено 20 лотов. Самым дорогим лотом стал предоставленный журналом Vogue портрет балерины Дианы Вишневой работы Патрика Демаршелье, который ушел с молотка за €24 000.
Выручка по итогам первого благотворительного аукциона современного искусства Off white, прошедшего в 2014 году, составила €209 500. Вся сумма была направлена в фонд Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».
Онлайн-участие в аукционе в режиме реального времени возможно на сайте bidspirit, где также будет проходить онлайн-трансляция торгов 11 сентября в 21:00.